Заказать "Работ с автовышки"
Настоящая инструкция по охране труда для машиниста автовышки и автогидроподъемника доступна для бесплатного просмотра и скачивания.
- 1.2. Машинист должен знать, что автовышка и автогидроподъемник предназначены для перемещения людей с инструментом и материалами проведения работ в пределах зоны обслуживания. 1.3. Машинист автовышки и автогидроподъемника (далее – машинист автовышки) должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности. 1.4. Машинист автовышки, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения машинистом требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж. 1.5. Машинист автовышки, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: — руководство по эксплуатации автовышки и автогидроподъемника; — устройство автовышки, назначение ее механизмов и приборов безопасности; — безопасные методы труда, правила безопасности при работе на автовышке; — порядок и сроки проведения технического освидетельствования автовышки; — установленный порядок обмена сигналами с рабочими люльки; — объем и порядок проведения технического обслуживания автовышки; — инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией автовышки; — инженерно-технического работника, ответственного за содержание автовышки в исправном состоянии; — правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности; — правила пользования первичными средствами пожаротушения; — способы оказания первой помощи при несчастных случаях; — правила внутреннего трудового распорядка организации. 1.7. Машинист автовышки обязан уметь: — правильно устанавливать автовышку для работы и управлять ей во время работы; — выполнять техническое обслуживание и мелкий ремонт автовышки; — оказывать первую помощь при несчастном случае, пользоваться медицинской аптечкой. 1.6. Перед началом самостоятельной работы машинист автовышки должен пройти стажировку под руководством опытного машиниста для приобретения практических навыков управления автовышкой. Машинист, показавший неудовлетворительные навыки управления автовышкой, к самостоятельной работе не допускается. 1.7. Машинист автовышки, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. 1.8. Машинисту автовышки запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен. 1.9. Во время работы на машиниста автовышки могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы: — падающие предметы с высоты, на которую поднята люлька; — потеря устойчивости автовышки с поднятой люлькой (например, вследствие высокого расположения центра тяжести); — высокое нервно-эмоциональное напряжение при управлении автовышкой; — движущиеся машины и механизмы; — движущийся автотранспорт; — опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; — повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте; — неблагоприятные погодные, а также микроклиматические условия в кабине автовышки; — недостаточная освещенность проезжей части; — острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях деталей, узлов автовышки, инструментов. 1.10. Машинист автовышки обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами. 1.11. Машинисту следует помнить о том, что автовышка представляет повышенную опасность и особое внимание следует уделять тому, чтобы рабочие люльки применяли устройства, предохраняющие их от падения с высоты. 1.12. В случае заболевания, плохого самочувствия машинист автовышки обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью. 1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара машинист автовышки должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками. 1.14. Машинист автовышки должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха. 1.15. Машинист автовышки должен соблюдать правила личной гигиены: перед приёмом пищи и после окончания работы мыть руки тёплой водой с мылом. Принимать пищу, курить, отдыхать разрешается только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок (кулеров). 1.16. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время. 1.17. Машинист автовышки, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
- 2.2. Машинист автовышки, находящийся в болезненном или утомленном состоянии не должен приступать к работе на автовышке, так как это может привести к несчастному случаю. 2.3. Прежде чем приступить к работе, машинист автовышки обязан убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, приборов и устройств безопасности и других частей автовышки; для этого машинист должен выполнить следующие операции: — осмотреть механизмы и тормоза автовышки, их крепление, а также ходовую часть; — проверить наличие и исправность ограждений механизмов и люльки; — проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также наличие смазочных приспособлений, сальников и жидкости в гидросистеме; — осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, элементы, относящиеся к коленам (канаты, растяжки, блоки, гидроцилиндры и их крепления и т.п.), а также металлоконструкцию и сварные швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части; — осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, а также их укладку на барабане и блоках у вспомогательного механизма подъема груза, если такой механизм предусмотрен на автовышке; — проверить исправность опор (аутригеров), выключателя подвесок и стабилизатора; — проверить исправность гидропривода подъемника, гибких шлангов, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях, если они имеются; — проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на автовышке (концевых выключателей, ограничителя предельного груза, указателя наклона подъемника, звукового сигнала и др.); — убедиться в устранении замечаний, записанных в вахтенном журнале ответственными и инспектирующими лицам. 2.4. Машинисту автовышки не следует приступать к работе на непроверенной или неисправной автовышке. 2.5. Машинист автовышки не должен приступать к работе на автовышке в следующих случаях: — при наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях автовышки; — при неисправности следящей системы люльки; — при наличии деформаций в пальцах и трещин в металлоконструкциях звеньев рычажных систем; — при неисправности канатно-блочной системы, телескопа, тормозов механизма подъема колен; — при повреждении люльки, деталей опор или их некомплектности; — при неисправности гидрораспределителей, перепускного и предохранительного клапанов, а также при нарушении уплотнений гидроцилиндров; — при неисправности ограничителя грузоподъемности механизма подъема груза (если он имеется) и других приборов и устройств безопасности; — при неисправности ограничителя предельного груза или звукового сигнала (сигнального прибора) или его отсутствии, а также, если неисправны концевые выключатели механизма вылета; — при неисправности ограждения механизмов и люльки или их отсутствии. 2.6. Машинист автовышки должен знать о том, что для обеспечения безопасной работы автовышка должна периодически подвергаться техническому освидетельствованию, которое состоит из осмотра, проверки работоспособности систем, статического и динамического испытаний. 2.7. Работать на автовышке с просроченной датой технического освидетельствования не разрешается. 2.8. Перед началом работы машинист автовышки должен проверить наличие удостоверений на право производства работ у рабочих люльки и стропальщиков, если рабочие приступают к работе впервые.
- 3.2. Прежде чем осуществлять какое-либо движение автовышкой, машинист обязан убедиться в том, что в зоне работы автовышки нет посторонних людей, а рабочие люльки пристегнуты предохранительными поясами к ограждению люльки. 3.3. Машинист автовышки должен постоянно контролировать работу рабочих люльки и стропальщика. 3.4. Запрещается переезд автовышки с одной рабочей площадки на другую с находящимися в люльке рабочими. 3.5. Перед началом движения машинист автовышки должен подать предупредительный сигнал. 3.6. Передвижение автовышки под линией электропередачи должно производиться только при опущенной стреле (транспортное положение). 3.7. При подъеме максимальная масса груза (людей и груза) в люльке не должна превышать номинальную грузоподъемность автовышки. 3.8. Машинист автовышки обязан устанавливать автовышку на опоры во всех случаях; при этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки. 3.9. Подкладывать под опоры случайные предметы запрещается. 3.10. Запрещается нахождение машиниста автовышки в кабине при установке автовышки на опоры, а также при подъеме опор. 3.11. Установка подъемника на краю откоса котлована или траншеи допускается только с разрешения руководителя работ при соблюдении расстояний от основания откоса до ближайшей опоры. 3.12. Установка автовышки для выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ, в котором должны предусматриваться: — соответствие устанавливаемой автовышки условиям строительно-монтажных или ремонтных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету; — обеспечение безопасного расстояния от линии электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения автовышки к строениям и местам складирования строительных конструкций и материалов; — условия установки и работы автовышки вблизи откосов котлованов или траншей; — условия безопасной работы несколькими автовышками на одной площадке; — мероприятия по безопасному производству работ на участке, где установлена автовышка (ограждение строительной, монтажной площадок или ремонтной зоны и т.п.). 3.13. При подъеме люльки с рабочими и ее перемещении в затрудненных условиях, при плохой видимости и других обстоятельствах, когда затруднен обзор, машинист автовышки должен руководствоваться следующими правилами: — работать автовышкой следует только по сигналу сигнальщика; при этом, если сигнальщик подает сигнал, действуя вопреки производственной инструкции, машинист не должен производить требуемого маневра стрелой автовышки; — обмен сигналами между сигнальщиком, рабочими люльки и машинистом должен производиться в соответствии с установленной знаковой сигнализацией; — знак «Стоп» машинист автовышки обязан выполнять независимо от того, кто его подает; — при работе грузовой лебедкой, если автовышка оборудована ею, масса груза не должна превышать грузоподъемность лебедки; — при перемещении автовышкой груза и рабочих, находящихся в люльке, работа должна производиться только при отсутствии людей в зоне работ; — при работе автовышки машинисту автовышки запрещается выходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатым между поворотной и неповоротной частями автовышки; — если автовышка оборудована лебедкой, то подъем в люльке одновременно рабочих и груза не разрешается. 3.14. Устанавливать автовышку и производить работу с рабочими, находящимися в люльке на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи машинист автовышки может только при наличии наряда-допуска. 3.15. При работе автовышки расстояние между поворотной частью при любом ее положении и габаритами строений или штабелями грузов или другими предметами должно быть не менее 1 м. 3.16. При подъеме рабочих в люльке или грузов машинисту автовышки запрещается: — допускать для работы в люльке рабочих, не имеющих разрешения на работу на высоте и не прошедших инструктаж, а также применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм; — производить резкие движения люльки, если в ней находятся рабочие или груз; — передавать управление автовышкой лицам, не имеющим права на управление автовышкой. 3.17. При техническом обслуживании и ремонте автовышки следует пользоваться только исправным и предназначенным для этой цели инструментом. 3.18. Гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов; не следует работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками, не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы. 3.19. Поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; не следует пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной ручкой, а также с неисправной ручкой или без металлического кольца на ней. 3.20. Для предупреждения использования автовышки посторонними лицами не по назначению машинист не должен оставлять ее с открытой кабиной без надзора даже на короткое время.
- — при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для работы данной автовышки и указанную в его паспорте; — при недостаточной освещенности места работы автовышки, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика, перемещаемую люльку или груз; — при температуре воздуха ниже допустимой (минусовой), указанной в паспорте автовышки; — при закручивании канатов лебедки, если автовышка оборудована лебедкой. 4.2. Если во время работы автовышки произошли авария или несчастный случай, машинист обязан немедленно поставить в известность об этом инженерно-технического работника, ответственного за содержание автовышки в исправном состоянии. 4.3. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся. 4.4. При обнаружении пожара или признаков горения на территории рабочей зоны (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112 и принять меры по тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения. 4.5. На случай возникновения пожара, автовышка должна быть укомплектована огнетушителем в соответствии с установленными нормами, а машинист должен уметь им пользоваться.
- — высадить людей из люльки, выгрузить инструменты и другие грузы; — установить стрелу в транспортное положение, поднять опоры; — установить люльку и крюк, если автовышка им оборудована, в положение, определенным руководством по эксплуатации; — поставить автовышку в предназначенное для стоянки место, затормозить автовышку. 5.2. По окончании работы машинист автовышки обязан закрыть на замок кабину и сдать ключ от автовышки в установленном на предприятии порядке. 5.3. Снять спецодежду и убрать в специально отведенное место. 5.4. Обо всех обнаруженных неполадках в работе автовышки машинист обязан сделать запись в вахтенном журнале и сообщить инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание автовышки в исправном состоянии или непосредственному руководителю. 5.5. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, при необходимости принять душ.